- РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
- является одной из самых существенных, определяющих поведение подростка. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - одна из целей психического развития подростка. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежит подросток – просоциальной, где соблюдаются нормы поведения; асоциальной, в которых пренебрегают этими нормами; антисоциальной, члены которой бунтуют против социальных норм. Если эмансипация консолидируется с реакцией группирования со сверстниками, риск девиантного поведения подростков возрастает. Общество активно воздействует на процесс группирования, объединяя подростков в формальные группы (классы, кружки, клубы). Однако практика показывает, что формальная группа, находящаяся под неусыпным контролем и наблюдением взрослых, мало привлекает подростков. Структурно можно выделить два основных типа групп: жестко регламентированная подростковая группа и свободная подростковая группа. Для регламентированной группы характерны однополый постоянный состав, четкий лидер, фиксированные роли в группе. Такие группы легко вступают в конфронтацию с другими группами аналогичной структуры ("стенка на стенку"); внутри группы также часты эксцессы, связанные с борьбой за лидерство и нарушением "неписаных законов". Свободные подростковые группы, в противоположность регламентированным, не имеют ни постоянного состава, ни четкого лидера. В разные дни роль лидера могут выполнять различные подростки. Свободные группы менее агрессивны, внутри таких групп реже встречаются эксцессы, связанные с насилием. В наше время возникновение тех или иных форм группирования чаще всего связано с модой на определенную музыку, одежду. Приверженность к определенному виду музыки либо одежды становится стержнем, объединяющим подростков. Таким образом, реакция «хобби» консолидируется с реакцией группирования подростков.
Терминологический ювенологический словарь. 2005.